Условие задачи:
Определить силу, действующую на летчика, выводящего самолет из пикирования. Скорость самолета 720 км/ч, радиус – 400 м, масса летчика – 75 кг.
Задача №2.4.9 из «Сборника задач для подготовки к вступительным экзаменам по физике УГНТУ»
Дано:
\(\upsilon=720\) км/ч, \(R=400\) м, \(m=75\) кг, \(N-?\)
Решение задачи:
В условии задачи имеется ввиду, что нужно найти силу реакции опоры \(N\).
В тот момент, когда летчик выводит самолет из пикирования, на него действуют две силы: сила реакции опоры со стороны сиденья \(N\) и сила тяжести \(mg\). Причем если записать второй закон Ньютона в проекции на оси \(y\), то получим:
\[N – mg = m{a_ц}\]
Если нам известна скорость самолета \(\upsilon\) и радиус кривизны траектории \(R\), то найти центростремительное ускорение самолета можно по формуле:
\[{a_ц} = \frac{{{\upsilon ^2}}}{R}\]
Тогда:
\[N – mg = m\frac{{{\upsilon ^2}}}{R}\]
\[N = m\left( {g + \frac{{{\upsilon ^2}}}{R}} \right)\]
Переведем скорость самолета в систему СИ:
\[720\; км/ч = \frac{{720 \cdot 1000}}{{1 \cdot 3600}}\; м/с = 200\; м/с\]
Только теперь можно считать ответ:
\[N = 75 \cdot \left( {10 + \frac{{{{200}^2}}}{{400}}} \right) = 8250\; Н = 8,25\; кН\]
Ответ: 8,25 кН.
Если Вы не поняли решение и у Вас есть какой-то вопрос или Вы нашли ошибку, то смело оставляйте ниже комментарий.
Смотрите также задачи:
2.4.8 На горизонтальной вращающейся платформе на расстоянии 1,15 м от её вертикальной
2.4.10 Поезд движется по закруглению радиуса 765 м со скоростью 72 км/ч. Определить
2.4.11 Трактор массой 8 т проходит по мосту со скоростью 36 км/ч. Какова сила давления
Кстати, ещё один вопрос – уравнение годится только для нижней точки траектории. Но это из условия совершенно не следует. Может стоит в условие добавить, что это происходит в нижней точке траектории?
Автор намекает на это словами “выводящего самолет из пикирования”.
Есть подозрение что да… Возможно я ошибаюсь, но если есть касательное ускорение, то есть сила, действующая в этом направлении, которую можно посчитать. Тогда лётчика может ещё, например, и в спинку сидения вжимать (если он разгоняется). А реакция кресла будет векторная сумма нормальной и касательной составляющей силы.
Верно мыслите, но в условии не говорится о этой силе (да и о том, что скорость меняется по величине). Не будем усложнять себе жизнь)
Я бы добавил в условие, что скорость самолёта в рассматриваемый момент времени не изменяется по модулю.
Разве наличие тангенциального ускорения изменит решение?